Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Разделы
Обратная связь

 

25.10.2013

№ 200 (4502) | Пятая полоса | Дата

 

Комсомольская юность моя

Двадцать восемь лет назад наш земляк Николай Петрович Баранов стал лауреатом премии Ленинского комсомола в области педагогической деятельности

Фото из личного архива Н.П. Баранова

«Вы откуда, ребята», – удивился, увидев на ВДНХ рязанских парней, Гурий Иванович Марчук, ученый с мировым именем, основоположник ведущих школ в области вычислительной и прикладной математики, информатики и математического моделирования. Ребята растерялись, но объяснили вполне уверенно, мол, привезли показать свою работу в области научно-технического творчества. На выставке они представили аппаратно-программный обучающий комплекс на базе микроЭВМ «Электроника-60», тренажер на 
8 ученических мест для изучения алгоритмического языка «бейсик». Кроме учебных целей, экспонат был важен и для народного хозяйства. Он позволял вести расчет расходомерных диафрагм для измерения расхода газа, пара, воды и других текучих жидкостей.

На дворе был 1985 год. Современная вычислительная техника на предприятиях тогда использовалась редко, а в образовательных учреждениях – и подавно. В ходу были калькулятор, арифмометр – дедушка нынешнего компьютера. У молодежи был огромный интерес к электронике. Предложение мастера СПТУ-8 Николая Баранова создать в училище вычислительный центр кому-то показалось преждевременным. Но студент-заочник Рязанского радиотехнического института настоял. Вскоре был организован первый кружок технического творчества. Баранов руководил, а куратор его дипломного проекта, доцент кафедры электронно-вычислительных машин Рязанского радиотехнического института Владимир Георгиевич Кузнецов помогал составлять и обрабатывать программы. Общими усилиями было найдено равновесие между «теорией» и «практикой». В этом же году за большой вклад в развитие научно-технического творчества Николай Баранов был удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола.

За короткий срок в училище были организованы занятия по научно-техническому творчеству. Кружковцы изготавливали несложные цифровые устройства, но их работа обязательно имела практическую ценность, так как выполнялась по заказу предприятий. Позднее в училище стали готовить из выпускников средних школ операторов ЭВМ, а затем появилась и новая специальность: электромеханик по обслуживанию ЭВМ. Со временем услуги ребят нашли применение на базовом предприятии ПО «Химволокно». Руководство завода предоставило перечень актуальных и нерешенных задач и отобрало из них те, что были по силам ребятам. Первое задание, над которым работали учащиеся, это определение причин неполадки работы компрессора. С заданием они справились. Так родилась творческая связь: институт–училище–производство.

Чтобы воплощать свои замыслы, рязанские «кулибины» по дешевке скупали негодные платы и корпуса вычислительных машин и монтировали из них новые ЭВМ. Они могли сидеть ночи напролет, продумывать сборку, паять и перепаивать, составлять новые программы. Хотелось многое понять, успеть. И все это по большей части бесплатно – ради собственного интереса. Кружки технического творчества работали в одном направлении, чтобы ребята овладели основами вычислительной техники. Созданный затем специальный кабинет, оснащенный программируемыми микрокалькуляторами, тремя электронно-вычислительными машинами, стендами, плакатами, стал самым популярным среди учащихся и преподавателей. Вырос и престиж самого училища. Сюда шли люди увлеченные, с активной жизненной позицией. Они хотели изобретать, создавать вокруг себя новое информационное пространство. Николай Петрович Баранов был всегда рядом.

– Мы тогда мечтали о широком использовании нашего вычислительного центра для предприятий города, – рассказывает Николай Петрович Баранов. – Две ЭВМ для одного училища считалось по тем временам роскошью.

Ребята научились составлять множество программ: и для расчета размеров деталей, учета продукции, составления рецептов в пищевой промышленности. Проблема в том, как передавать информацию с вычислительного центра. Придумали сделать на предприятиях специальные приставки к телефону. Кладешь трубку на рычаг – и программа идет в работу.

Все устройства, разработанные в училище, успешно экспонировались на различных выставках. Рязанские экспонаты отмечались дипломами, грамотами, призами и медалями. В активе кружковцев – дипломы I и III степеней и 29 медалей ВДНХ СССР, приз ЦК ВЛКСМ, поощрительные премии всесоюзных выставок творчества радиолюбителей-конструкторов ДОСААФ и другие награды.

В деревне Хомут Кораблинского района Барановых до сих пор помнят. Между собой деревенские их звали сибиряками, поскольку приехали они оттуда. Николай – четвертый ребенок в многодетной семье. Он отличался тем, что был напористым и энергичным. Ему всегда хотелось сделать что-то интересное, чтобы запомнилось всем. Но сначала пришлось поработать не головой, а руками – на стройке, на обувной фабрике. Может быть, поэтому Николаю Петровичу были близки и понятны желания современных мальчишек, так же жаждавших увлекательного дела. И Баранов нашел его для них.

В те годы наиболее ярко проявились черты его характера, которые впоследствии привели к успехам. Что бы он ни делал, все доводил до конкретного результата. Учился ли в институте, работал ли на заводе ТКПО, служил ли в армии или когда был старшим мастером в СПТУ-8. Его поступками никогда не руководила собственная выгода. И сегодня, когда Николай Петрович Баранов возглавляет Рязанский технологический колледж, созданный на базе технического училища №8, он руководствуется такими же принципами. Умелый руководитель с высоким уровнем аналитической культуры, с ясным пониманием социально-экономических процессов, он и сегодня находит правильные решения при выработке кадрово-административной политики и успешно справляется со всеми возникающими проблемами. По-прежнему в колледже большое внимание уделяется развитию творческих способностей студентов. Ежегодно они принимают участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня и занимают призовые места.

В настоящее время Рязанский технологический колледж представляет собой многопрофильное инновационное и многоуровневое среднее профессиональное учебное заведение, где получают знания 2100 человек. Педагогический коллектив под руководством Николая Петровича Баранова сосредоточил усилия на подготовке квалифицированных специалистов в области IT-технологий для предприятий оборонно-промышленного комплекса, инновационных предприятий малого и среднего бизнеса. Баранов заботится о том, чтобы все выпускники работали по специальности. Среди партнеров колледжа – ФГУП «Государственный Рязанский приборный завод», Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь», Рязанское отделение Сбербанка России и многие другие предприятия и организации. Колледж принимает активное участие в различных творческих начинаниях, ведет большую воспитательную работу, помогает становлению правильного мировоззрения своих выпускников. В них продолжается его комсомольская юность.

Валентина Севостьянова

 

http://rv.ryazan.ru/news/2013/10/25/22747.html