Страницы нашей истории
Ровно 30 лет назад 6 марта 1989 года базе ПТУ №8 была создана кафедра информатики и вычислительной техники (ИВТ).
На фотографии сотрудники кафедры ИВТ. 1990 год.
У истоков ее создания стоял Владимир Георгиевич Кузнецов. Еще за несколько лет до создания кафедры Владимир Георгиевич, будучи доцентом кафедры ЭВМ Рязанского радиотехнического института, принимал самое активное участие в коренной перестройке учебно-воспитательного процесса в ПТУ № 8. Его деятельность была направлена на реорганизацию внеклассной работы со студентами с использованием самой современной на тот момент технической базы. В результате в училище был создан кабинет информатики и вычислительной техники.
Занятие по повышению квалификации преподавателей проводит заведующий кафедрой ИВТ Кузнецов В.Г. 1989 год.
Кабинет был оснащен и оборудован по самым высоким стандартам того времени. «Хорошие знания по информатике начинаются с хорошего учебного кабинета » - эти слова принадлежат директору ПТУ № 8 Николаю Петровичу Баранову. С тех пор прошло 30 лет, но жизненная позиция Николая Петровича по вопросу необходимости широчайшего внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования и в управленческую деятельность осталась неизменной и только окрепла с годами.
Занятие в компьютерном центре проводит Баранов Н.П. 1989 год.
Приказ о создании кафедры ИВТ был подписан заведующим отделом народного образования Рязанского облисполкома Евгением Константиновичем Яковлевым. Евгений Константинович с пониманием отнесся к необходимости создания кафедры и всячески поддерживал эту идею и способствовал претворению ее в жизнь. В результате и была создана кафедра ИВТ, которую возглавил Владимир Георгиевич Кузнецов. В состав кафедры входило три кабинета – кабинет информатики, кабинет персональных ЭВМ и кабинет профессиональных ЭВМ, а также вычислительный центр. Все подразделения кафедры, за исключением кабинета информатики, первоначально размещались в главном учебном корпусе ПТУ № 8, который в то время, собственно, был единственным. Основной задачей, стоящей перед созданной кафедрой, являлось повышение квалификации учителей средних школ. Однако одновременно с этим сотрудники кафедры ИВТ проводили теоретические и практические занятия со студентами ПТУ. Я вел два предмета «Основы программирование» и «Вычислительная техника».
Перед Вами экзаменационный билет по предмету «Основы программирования» 1990 год.
Одновременно вне учебного времени руководил работой кружка по программированию.
В качестве учебной базы использовался компьютерный класс Yamaha MSX-2, представляющий 10 компьютеров, объединенных в локальную сеть с топологией «шина». По своему времени это был очень даже неплохой учебный класс.
Так выглядело рабочее место учителя.
А это компоненты рабочего места ученика:
Когда смотришь на образцы компьютерной техники тех лет, то в душе пробуждается некая ностальгия по прошедшему времени. Какими же мы были молодыми, и сколько сил и здоровой энергии кипело внутри нас и выплескивалось наружу в наших поступках, делах, решениях и каждодневных достижениях! Я не оговорился. Действительно, лично я буквально бежал на работу, чтобы что-то создать, что-то изучить, что-то новое рассказать студентам или школьным учителям. В то время всяческая информация в области вычислительной техники была достаточно скудной и зачастую представленной в виде, не приемлемом для усвоения теми же школьными учителями. Чем же характеризуется тот период нашей жизни? В стране протекала перестройка. Одним из элементов которой явилось уделение повышенного внимания информатизации образования. Проведенные исследования показали наше серьезное отставание в области, как тогда говорили, «новых информационных технологий» от развитых стран Запада. Поэтому этап с 1985 по 1993 гг. можно назвать этапом «компьютеризации», основными результатами которого стали:
- введение общеобразовательной информатики во все средние учебные заведения;
- начало подготовки учителей информатики в педагогических вузах;
- оснащение образовательных учреждений разнородной компьютерной техникой и периферией;
- создание Российского фонда компьютерных учебных программ при Институте информатизации образования, состоящего из информационной и программной частей;
- в 1990 году, была разработана и опубликована концепция информатизации образования, которая определила основные направления и этапы развития важного процесса развития нашего общества. В концепции подчеркивалось, что информатизация образования – это «процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества». При этом указывалось, что информатизация образования является не только следствием, но и стимулом развития новых информационных технологий, что она содействует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом.
Экскурсия школьников г. Рязани и области в компьютерный центр ПТУ №8. 1989 год.
В начале 90-х годов в содержательном направлении развития информатизации образования были определены четыре наиболее важные задачи:
- Подготовка специалистов для профессиональной деятельности в информационной среде общества, владеющих новыми информационными технологиями.
- Формирование в обществе новой информационной культуры.
- Фундаментализация образования за счет его существенно большей информационной ориентации и изучения фундаментальных основ информатики.
- Формирование у людей нового информационного мировоззрения.
Вот все эти перечисленные выше вопросы, а также многие другие, связанные с информатизацией образования, приходилось решать сотрудникам созданной на базе ПТУ № 8 кафедры информатики и вычислительной техники, возглавляемой Владимиром Георгиевичем Кузнецовым.
Студенты за выполнением лабораторных работ в компьютерном классе ПТУ № 8. 1990 год.
Руководитель центра по развитию информационных технологий, преподаватель РТК
Игорь Алексеевич Блинков
6 марта 2019 г.